СДВГ. Методы диагностики

СДВГ. Методы диагностики

Автор: Олег Соболев, 10 марта 2025г.

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство развития, которое охватывает широкий спектр симптомов, таких как невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Оно может проявляться как у детей, так и у взрослых, но наиболее часто диагностируется в детском возрасте. СДВГ связан с нарушениями в функционировании головного мозга — и оказывает влияние на множество аспектов жизни человека, включая его способности к обучению, отношения с окружающими и эмоциональное состояние.

Признаки СДВГ могут значительно варьироваться у разных людей, и их проявления часто меняются в зависимости от возраста. У детей СДВГ может проявляться чрезмерной активностью, невозможностью сидеть на месте и сильной отвлекаемостью, в то время как у взрослых симптомы часто маскируются под депрессии и другие расстройства — или меняют форму, становясь менее выраженными. Эти изменения в проявлениях синдрома часто связаны с процессами созревания мозга, которые происходят по мере взросления. Например, школьники младших классов могут быть более гиперактивными и импульсивными, тогда как у людей старше это может проявляться в трудностях с концентрацией, хронической усталостью, трудностью в организации и планировании повседневной деятельности.

Основные симптомы:

СДВГ имеет три основные составляющие: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Эти симптомы могут проявляться в различных комбинациях и интенсивности, в зависимости от типа расстройства.

  • Невнимательность. Люди с СДВГ часто испытывают трудности с удержанием внимания на задачах, легко отвлекаются и забывают о важных делах. У детей это может проявляться в виде забывчивости, недостаточной концентрации на уроках, а также трудностей с завершением начатых дел.
  • Гиперактивность. Это симптом, при котором человек не может сидеть на месте, постоянно движется, даже когда требуется оставаться спокойным. Отличительные черты СДВГ могут проявляться как в физической активности, так и в разговорчивости, импульсивных поступках и даже нарушении социальной нормы.
  • Импульсивность. Люди, страдающие от дефицита внимания и гиперактивности, часто действуют, не подумав о последствиях. Это может касаться как физических действий (например, перебивания собеседников), так и эмоциональных реакций, которые могут быть слишком бурными или резкими.

Важным моментом является то, что недуг не является «синдромом одного возраста». Он может проявляться по-разному в любом возрасте, и нужно помнить, что с течением времени его характеристики и отличительные черты могут изменяться. Например, в подростничестве могут проявляться сложности в управлении эмоциями и социальной адаптации, а примерно в 20-30 лет — трудности с организацией времени и профессиональной деятельностью. Поэтому ранняя диагностика и своевременное вмешательство крайне важны для минимизации возможных последствий для человека на протяжении всей жизни.

Разновидности СДВГ:

СДВГ не является единой категорией, а включает в себя несколько типов, которые отличаются преобладанием тех или иных симптомов. Это важная информация для методов постановки диагноза, так как лечение и подход к лечению могут различаться в зависимости от типа расстройства. Существует три основных типа СДВГ, которые различаются по преобладающим симптомам:

  • СДВГ с преобладанием дефицита внимания. Этот тип расстройства характеризуется главным образом трудностями с концентрацией внимания. Люди с таким типом СДВГ часто забывают важные дела, не могут закончить начатое, легко отвлекаются на посторонние вещи. Это проявляется в учебе, где дети могут иметь проблемы с выполнением заданий (особенно если ребенок уже имел проблемы с отсутствием усидчивости и терпения), а взрослые — с завершением проектов. Часто такой тип заболевания протекает при беременности и родах.
  • СДВГ с преобладанием гиперактивности. В этом случае гиперактивность и импульсивность являются основными симптомами. Это может проявляться в виде постоянного движения, неспособности оставаться на одном месте, а также в чрезмерной разговорчивости и быстрых, необдуманных решениях, в особенности — у ребенка.
  • Комбинированный тип. Это наиболее распространенный тип СДВГ, при котором оба симптома — гиперактивность и дефицит внимания — присутствуют одновременно и в значительной степени.

Патогенез синдрома дефицита внимания

СДВГ связано с нарушениями в функционировании головного мозга, особенно в области префронтальной коры. Эта часть мозга ответственна за принятие решений, самоконтроль, усидчивость, терпение. Исследования показывают, что у людей с СДВГ наблюдаются дисфункции в области головного мозга, такие как снижение активности в тех областях, которые контролируют неимпульсивное и импульсивное поведение.

Современные научные данные также подтверждают, что в процессе патогенеза играют роль нейротрансмиттеры, такие как допамин и норадреналин. У ребенка или взрослого с СДВГ уровень этих веществ может быть недостаточным, что приводит к нарушению концентрации внимания и повышенной импульсивности.

Важность своевременной диагностики

Если СДВГ не диагностируется вовремя, это может привести к серьезным проблемам в жизни пациента. У детей без лечения могут развиться проблемы в обучении, а также в социальных отношениях. Например, они могут испытывать трудности в школе, сталкиваться с негативными оценками и проблемами с дисциплиной. В более старшем возрасте при СДВГ могут возникнуть проблемы на работе, с самооценкой и адаптацией в коллективе.

Кроме того, не диагностированный синдром дефицита внимания и гиперактивности может привести к развитию других психических расстройств, таких как депрессия, тревожность и проблемы с саморегуляцией.

Необнаруженные характеристики СДВГ могут существенно повлиять на учебу, работу и отношения с окружающими. Дети с СДВГ могут быть неспособны сосредоточиться на уроках, что приведет к плохой успеваемости ребенка. Порой он начинает избегать заданий, потому что не может удержать внимание на их выполнении, что усиливает неуверенность и может привести к отставанию в обучении.

Для взрослых же главными характеристиками недуга могут стать проблемы дефицита внимания на рабочем месте, несоблюдение сроков и трудности с организацией рабочего процесса.

Социальная жизнь при СДВГ также страдает, поскольку импульсивность и трудности в контроле эмоций могут мешать нормальному взаимодействию с окружающими. Например, школьники младшего возраста могут легко терять контроль над своими эмоциями, что приводит к ссорам и конфликтам со сверстниками, а у людей 20-30 лет часто возникает трудность в поддержании долгосрочных отношений. Кроме того, сложности в социальных взаимодействиях могут создавать проблемы в работе, особенно в командных проектах, где важно соблюдать баланс и внимательно слушать коллег. 

Все это делает крайне важной раннюю диагностику и лечение, чтобы избежать печальных последствий и помочь человеку в полном объеме развивать свой потенциал.

Основные методы диагностики СДВГ

Определение синдрома дефицита внимания и гиперактивности, в особенности у детей, — это комплексный процесс, который требует внимательного анализа симптомов, исключения других возможных заболеваний, а также тщательного подбора методов обнаружения недуга.

Психологическое тестирование

Для диагностики СДВГ используются различные методы, например — психологические тесты, такие как шкала Коннерса, которая помогает выявить проявления гиперактивности и проблемы с дефицитом внимания у детей. Также часто используется тест на внимание, который помогает оценить способность пациента (ребенка или взрослого) концентрировать сосредоточенность на задачах и избегать отвлекающих факторов.

Медицинское обследование

Очень важно исключить другие заболевания, которые могут иметь схожие симптомы с СДВГ, такие как неврологические или эндокринные расстройства. Например, нарушение функции щитовидной железы или проблемы в мозге могут вызвать симптомы, схожие по признакам с СДВГ.

Диагностические критерии DSM-V

Согласно диагностическим критериям DSM-V («Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», использующаяся в США с 2013 года номенклатура психических расстройств) для наличия диагнозов синдрома дефицита внимания и гиперактивности важно, чтобы симптомы проявлялись в течение как минимум шести месяцев и чтобы они затрудняли функциональные способности пациента в нескольких сферах жизни, таких как учеба, работа и личные отношения. Таким образом, можно отметить, что по крайней мере в США сам СДВГ подвержен значительной легкости в классификации и обнаружении, во много — благодаря понятному диагностическому руководству и прозрачности, которую обеспечивают критерии DSM-V.

Дифференциальная диагностика

При постановке диагноза важно исключить другие возможные расстройства, такие как депрессия или тревожные расстройства, которые могут иметь схожие характеристики. Дифференциальная диагностика помогает точно определить тип расстройства и исключить все другие возможные диагнозы, например — болезни, классифицирующиеся как последствия иных синдромов.

Диагностика СДВГ у детей и взрослых

Попытки обнаружить и определить особенности синдрома у детей начинается с внимательного наблюдения за поведением ребенка в разных ситуациях — дома, в школе и в кругу сверстников. Родители и учителя играют важную роль для процесса диагностирования у ребенка, поскольку они могут отметить ранние характерные черты дефицита внимания и гиперактивности. Важно учитывать, что симптоматика у детей с СДВГ может варьироваться в зависимости от возраста ребенка.

У взрослых обнаружение и определение СДВГ представляет собой сложный процесс. Многие взрослые с современной формой СДВГ привыкли адаптироваться к своим симптомам, и они могут маскировать свои трудности, пытаясь компенсировать их с помощью различных стратегий. Это усложняет выявление симптомов и требует более тщательного обследования. Взрослые также могут иметь сопутствующие расстройства, такие как депрессия, что делает диагностику еще более сложной.

Перспективы развития методов диагностики

Современные исследования в области нейробиологии и психологии обещают улучшение методов, по которым ведется определение взрослого и детского СДВГ. В будущем возможно использование новых технологий, таких как нейровизуализация, для точного выявления изменений в мозге, связанных с этим расстройством и похожими синдромами. Также планируется развитие генетических тестов, которые помогут выявить предрасположенность к СДВГ на ранних стадиях.

Лечение синдрома дефицита внимания

Психотерапевтические методики

Лечение заболевания и синдрома включает в себя психотерапевтические подходы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает пациентам развивать навыки самоконтроля, улучшать концентрацию внимания и справляться с импульсивностью. Также для психотерапевтического лечения СДВГ эффективны такие методы, как поведенческая терапия, которая помогает формировать привычки и улучшить взаимодействие с окружающими. Такой синдром как СДВГ — особенно у ребенка — сложная вещь для психотерапевтического лечения, но исследования показывают, что при грамотном подходе к терапии хорошие результаты обеспечены.

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение может включать использование стимуляторов, которые помогают улучшить сосредоточенность и усидчивость (особенно — при выполнении повседневных задач) и снизить гиперактивность и импульсивность. Такие стимуляторы — например, метилфенидат — запрещены законодательством РФ. Многие исследования, даже западные, ставят под прицельные сомнения эффективность действия стимуляторов на ребенка — хотя исторически риталин (коммерческое название метилфенидата) рекламировался как лекарство, которое предназначается детям. 


Стоит, однако, помнить, что медикаментозное лечение — что у ребенка, что у взрослого — должно всегда сочетаться с психотерапевтическими методами и подходами, чтобы достичь устойчивых и долгосрочных результатов.

Прогноз и профилактика

При правильной диагностике и лечении СДВГ пациенты могут значительно улучшить свою жизнь, независимо от возраста. Важно понимать, что лечение должно быть комплексным, включать в себя как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические подходы. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия, тренировки внимания и поведенческая коррекция помогают пациентам эффективно управлять симптомами и справляться с трудностями в обучении, общении и социальной адаптации

Для детей, как и для взрослых, важно начать лечение синдрома как можно раньше, чтобы минимизировать негативное влияние симптомов на учебу и социальную адаптацию. Чем раньше родные и специалисты обратят внимание на возможные признаки синдрома, ем проще будет избежать серьезных проблем с поведением, обучением и отношениями с окружающими. В этом контексте важным аспектом является не только диагностика, но и обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля и фокусировки на задачах.

Таким образом, профилактика заболевания — это не только ранняя диагностика, но и постоянное внимание к психологическому, социальному и физическому состоянию больного. Поддержка с разных сторон, развитие навыков саморегуляции и создание здоровой среды для развития — все это поможет более эффективной повторной или начальной адаптации в обществе и достижению успехов в жизни.