ИСТОРИЯ ГРИБОВ В КУЛЬТУРЕ: ГРИБЫ И ИСКУССТВО

Иван Шишкин, Мухоморы (1878-1879)

Артем МакарскийГрибы издревле присутствуют вокруг нас — в кино, в литературе, в музыке, но дольше всего они с нами в искусстве. Грибы прошли большой путь от слепого ритуального поклонения до узнавания и понимания — теперь у некоторых художников они выступают в качестве соавторов. Журналист Артем Макарский рассказывает о присутствии грибов в искусстве в 11 самых разных работах — от первобытных времен до наших дней.

Автор неизвестен, грибные люди Тассилин, наскальная живопись (7000 лет до нашей эры)
Автор неизвестен, грибные люди Тассилин, наскальная живопись (7000 лет до нашей эры)

Первым из найденных к нашим дням изображением грибов сейчас считаются найденные в 1992 году на плато Тассилин-Аджер в Сахаре. На них мы можем увидеть человеческие силуэты с грибными головами — хотя этнобиолог Терренс Маккена с уверенностью причислил эти рисунки к связанным с шаманами и ритуалами с применением псилоцибинов, к настоящему времени нет никаких подтверждений такой подоплеке этих изображений. И, хотя лицо действительно напоминает гриб, нет пока убедительных доказательств и тому, что это именно они — но в историю они уже точно вошли как «грибные люди Тассилин».

Впрочем, похожие изображения находились и в сибирском Пегтымеле — и они были нарисованы шесть тысяч лет спустя. Пока эти рисунки остаются загадкой для антропологов, первым реалистичным изображением грибов можно считать рисунки в испанской пещере Сельва Паскуала — им от 6 до 8 тысяч лет, но никаких людей там нет и в помине, только рядок узнаваемых грибочков со шляпками. По поводу их съедобности, эффектов и их связях с ритуалами, впрочем, тоже до сих пор спорят ученые.

Автор неизвестен, грибные фигуры, скульптура (500 лет до нашей эры)
Автор неизвестен, грибные фигуры, скульптура (500 лет до нашей эры)

Еще одна археологическая находка, по поводу которой спорят ученые — каменные фигуры, изображающие людей со шляпками мухоморов. Чаще всего эти скульптуры соотносят с культурой майя, однако встречаются такие сюжеты еще и у инков, а также у различных народов на современной территории Перу. Также это могла быть керамика с грибным узором, вышивка, на которой можно было встретить грибы, а еще статуэтки, на которых грибы встречались в качестве дополнительных деталей. Их ритуальное назначение до сих пор не подтверждено до конца — на него указывают лишь косвенные признаки.

Хотя большинство грибов нельзя идентифицировать максимально точно, считается, что изображения и статуэтки найденные на территории современной Гватемалы — это именно мухоморы. Действительно ли люди-грибы обозначали крайнюю степень восхищения грибами, неизвестно — возможно, что таким образом статуэтки лишь обозначали свою принадлежность к шаманам. Интересно, что большинство таких изображений этого периода сохранились именно в мезоамериканской культуре — хотя ученые говорят о важности грибов для древних египтян, в рисунках и скульптурах их практически не встретить.

Автор неизвестен, Возвышение цветка, барельеф (460 лет до нашей эры)
Автор неизвестен, Возвышение цветка, барельеф (460 лет до нашей эры)

Подобно тому, как ученые спорят о том, действительно ли изображения в Сахаре связаны с грибами, с барельефом «Возвышение цветка» произошла обратная история — долгое время считалось, что на нем богини Деметра и Персефона обмениваются цветами, в то время как сейчас ученые приходят к выводу, что это все-таки грибы. Не в последнюю очередь это связано с местом нахождения барельефа — греческий Элевсин, который славился своими ритуалами, связанными с грибами. Обряды, которые проводились там в течение тысячи лет, были связаны как раз с Деметрой и Персефоной, назывались мистериями и были связаны с аграрным делом, духовными делами и становлением юношей.

Нельзя сказать, что после этого грибы исчезли из искусства — однако вплоть до начала эпохи Возрождения они не появлялись в кардинально ином, отличном от ритуалов контексте. Последние статуэтки инков, например, появлялись уже вместе с первыми европейскими изображениями грибов в живописи — и эти изображения уже были совершенно иными, довольно реалистичными; к самим же грибам уже стали относиться без пиетета.

Паоло Уччелло, Охота в лесу, картина (1470)
Паоло Уччелло, Охота в лесу, картина (1470)

Считается, что первым в живописи грибы изобразил Иероним Босх — но без лупы найти их в «Саду земных удовольствий» достаточно сложно. Есть предположение, что еще раньше грибы появились на одной из трех частей фрески «Аллегория доброго правления» Амброджо Лоренцетти — там крестьянин со свиньей якобы идет с трюфелями в руках (опять же, незаметно для человеческого взгляда). Однако на картине Паоло Уччелло «Охота в лесу» грибы не просто заметны — они практически устилают всю землю в сцене охоты. Белые (в данном случае здесь это лишь обозначение цвета) грибы на огромном полотне мирно сосуществуют с растениями и травой — и у этого есть довольно важное значение.

Все дело в том, что во времена Уччелло грибы в большом количестве считались плохой приметой — на месте, где они росли, якобы проходили собрания ведьм и нечисти. Интересно, что в викторианское время это поверье выросло в сюжет британских картин о том, что в грибных местах предпочитают проводить время лесные феи — для выразительности сами грибы рисовались огромными. Уччелло же своей простой, будничной сценой смог показать, что грибов не стоит бояться — и уж точно не стоит приписывать им такое страшное значение.

Ян Фейт, Грибы, картина (1651)
Ян Фейт, Грибы, картина (1651)

В объемном и красочном британском альбоме «Пир и пост. Еда в европейском искусстве 1500-1800» грибы даже не удостаиваются упоминания в оглавлении — хотя барочные живописцы часто изображали их на своих полотнах. Это был постоянный символ у художников фламандской манеры рисования — и хотя грибы можно найти и у Яна Ван Дейка, и у одного из Брейгелей (но не Питеров), у них они лишь представлены в качестве незначительных деталей. Не исключено, что это все еще связано со стигмой по отношению к грибам — но, по крайней мере, художники уже не боялись их рисовать, в том числе и на картинах на религиозную тематику, с изображением святых. Стоит вспомнить и Арчимбольдо, один из «съедобных» портретов у которого был составлен в том числе и из грибов.

При этом у Яна Фейта они представлены совсем иначе — вообще-то он был известен своими изображениями животных, но в паре натюрмортов, один из которых так и назван, «Грибы», они находятся в центре внимания. Простые сосновые белые грибы показывают изменения в отношении к грибам — это часть чьего-то обеда, не имеющего никакого отношения к ведьмам и бесам. Картина Фейта, впрочем, как и картина Уччелло в свое время — исключение из правил для своего времени, скорее показывающая, как к грибам будут относиться в будущем, а не относятся в настоящем.

Кацусика Хокусай, Сбор грибов, гравюра (1800)
Кацусика Хокусай, Сбор грибов, гравюра (1800)

В отличие от западной культуры, которая с какого-то момента стала бояться грибов,  восточная всегда относилась к ним уважительно — поэтому нет ничего удивительного в том, что работы одного из самых известных японских художников, Кацусики Хокусая, часто изображали сбор грибов или сами грибы. Это было не только ремеслом, но и модой тех лет — некоторые из картин изображали «грибные экскурсии», на которых зажиточные дамы знакомятся с грибной культурой после посещения фермы с шиитаке. Сбор грибов, их выращивание, возвращение с «урожаем»  — основа их изображений в японской культуре тех лет.

Впрочем, это если касаться только реалистичных изображений. Хокусай, помимо прочего, часто рисовал фантастические эскизы, которые назвал «манга», то есть «случайные зарисовки». На одной из таких, нарисованной в 1812 году, он изобразил мужчину, идущего мимо огромных грибов — и, таким образом, кажется, одним из первых в современной (то есть начинающейся с Ренессанса) культуре изобразил нереалистичные, сказочные грибы.

Александр Флеминг, работы без названия, смешанная техника (1928)
Александр Флеминг, работы без названия, смешанная техника (1928)

Александр Флеминг известен как изобретатель пенициллина — по легенде, полезный грибок ему удалось обнаружить благодаря случайности. На самом деле это не совсем так. Все началось с того, что ученый долгое время рисовал не самые умелые акварели и перенес свой интерес и в лабораторию. Там он стал создавать картины при помощи различных микробов — он постоянно подбирал разные комбинации пигментов, чтобы получались нужные краски. Из бактерий стафилококка он создал звездное небо — но в чашке Петри его также ждала огромная звезда; именно ей и был пенициллин, справлявшийся с бактериями.

С художественной точки зрения картинки Флеминга не особо выразительны: самыми интересными из дошедших до нас в виде изображений можно считать довольно реалистичные портреты матери и ребенка и балерины. Однако эти картины довольно сложно было создать технически — и они запустили целое движение в искусстве. Таким рисованием все еще преимущественно занимаются биологи, но их красочные картины, которые по техническим причинам не могут существовать долго, часто превосходят флеминговские — например, работы Баларама Хамари, который рисует, основываясь на символах восточной философии.


Энди Уорхол, Ешь, видео (1964)

Когда Энди Уорхолу исполнилось семнадцать, во всех новостях ему пришлось столкнуться с грибом, правда, он был ядерным: именно в этот день, 6 августа 1945 года, произошла бомбардировка Хиросимы. Это событие стало одним из главных для его личной мифологии — и через него можно трактовать и его самые известные работы, например, банку супа Campbell’s, пожалуй, самое популярное его произведение. Этот продукт критик Джон Керли назвал «комфортной едой для Холодной войны и апокалипсиса» — но немногие замечают, что это вообще-то крем-суп из грибов.

Уорхол ничего не писал о грибах в своих дневниках — однако известна его любовь к Campbell’s не только как к объекту, но и как к еде. Скорее всего, именно это позволило его задуматься о полезных свойствах грибов при употреблении в пищу. И, возможно, именно этим он руководствовался при выборе того, что в его работе «Ешь» должен будет поедать художник Роберт Индиана. Коллега принес Уорхолу огромное количество еды, представляя настоящий пир — художник же предпочел, чтобы он растянул на сорок пять минут разжевывание всего одного гриба. И именно таким образом смог подсветить один из любимых своих продуктов — и запечатлеть в редком для искусства моменте его поедания.

Яёи Кусама, Грибы, серия картин (1995)
Яёи Кусама, Грибы, серия картин (1995)

Для искусства XX века грибы, к сожалению, были неразрывно связаны с ядерной катастрофой — так, Луиза Буржуа в своих скульптурах «Двойной негатив» и «Cumul I» явно отсылала к этим символам. Японец Такаси Мураками, построил на пост-апокалипсисе свою личную мифологию — его яркий мир, наполненный в том числе и дружелюбными грибами, это мир после ядерного взрыва. Тем интереснее, что его соотечественница Яёи Кусама одной из первых преодолела такой взгляд на грибы — не только в японском искусстве, но и искусстве вообще.

Хотя у Кусамы есть работы, вдохновленные Хиросимой и Нагасаки, например, «Теперь, когда ты умер» 1975 года. Однако после возвращения из Америки в Японию в 1978 году она начинает рисовать грибы — на тот момент только как эскизы. На этих рисунках уже можно найти множество точек — попытку визуализировать галлюцинации, которые преследуют художницу всю жизнь. Для нее грибы — достаточно светлый, яркий образ, достаточно часто присутствующий в ее работах. Судя по тому, что заинтересовалась она им впервые после возвращения в родную страну — это образ дома, образ чего-то давно знакомого и понятного. Интересно, что Кусама вернулась к «домашним» грибам чуть раньше Такаси Мураками — предопределив его собственное восприятие грибов.

Сяоцзин Ян, Девушка линчжи, серия скульптур (2016-2017)
Сяоцзин Ян, Девушка линчжи, серия скульптур (2016-2017)

Современные художники довольно часто обращаются к грибам как к инструменту — а также используют их как повод выступить с критикой современного мира. Литовская студия Urbonas в 2017 году установила в британском Кенте огромный аккумулятор из грибов, заменявший фонарь. А турецкая художница Нур Мобарак использовала знакомый ей с детства траметес разноцветный в качестве гриба, который уничтожает пластик — ее работы с виниловыми шарами менялись с каждым днем.

Еще одна художница, использующая традиционный для родной страны гриб — канадская китаянка Сяоцзин Ян. Линчжи, он же трутовик лакированный — один из основополагающих грибов китайской культуры. Его с давних пор применяли в китайской традиционной медицине и называли «грибом бессмертия». Для Ян это часть культурного кода, но применить их в своем искусстве она решила после посещения грибной фермы: ее впечатлило, что там линчжи все растут одной формы; коммерциализация подминает под себя природу. Ее серия «Девушка линчжи» — комментарий на тему того, что природу на самом деле нельзя подчинить. Из деревянных пластин художница подготавливает основу, на которой при помощи плесени растит грибы — финальный результат зависит уже не от нее, а от самих грибов.


Федор Хиросигэ, I Can Feel The Distance, перформанс (2020)

Художники довольно долго присматриваются к грибу как к образу, который они могут воплотить — так, американец Дэвид Фенстер часто примерял на себя образ мухомора. Шона Гевин в своих коллажах, наоборот, приклеивает на фото грибов части человеческих лиц. Но если лицо Фенстера было видно в костюме, то российский художник Федор Хиросигэ в образе девочки-гриба Пси заходит дальше и его не показывает. Появление Хиросигэ в грибных костюмах (вольвариелла, лисичка, желчный гриб и родотус дланевидный) входит в его давнюю серию «Жизнь и мнения Федора Хиросигэ, джентльмена» — отсылка к одному из первых постмодернистских романов «Тристрам Шенди» казалось бы, позволяет все списать на игру с аудиторией и сравнить с трикстерским телешоу Сергея Курехина и Сергея Шолохова «Ленин-гриб».

Однако тщательная подготовка художника к каждой своей выставке и работе говорит об обратном. Грибы Хиросигэ находятся в пост-апокалиптическом мире, но обладают многими свойствами грибов настоящих. По Хиросигэ грибы, сверх-существа, очень чувствительны, общаются с собратьями при помощи особых органов чувств, а шляпка и ножка это лишь видимое — мицелий художник сравнивает с человеческой душой. В комментирующей карантин работе гриб «поет» в «молчаливом караоке» — под песни Тима Бакли, a-ha и Тори Эймос Пси стоит на петербургском балконе. Мы видим сам гриб, но его переживания, скрытые в мицелии, нам неизвестны.

Круг, таким образом, замкнулся — как и девять тысяч лет назад, художники соединяют воедино грибы и людей, показывая и подсказывая, что у грибов много чему можно научиться. За это время мы гораздо больше узнали о грибах — но их свойства, кажется, только стали нам раскрываться в последние годы. А это значит, что грибы как материал, грибы как пища для размышлений, грибы как символ, как метафора и как источник вдохновения еще только начинает показывать нам свой потенциал.

Автор: Артем Макарский