В фольклоре многих народов таежной зоны Евразии чага – один из главных лесных лекарей. Такие предания известны и у коренных народов Сибири, и у славян, и у финнов, и у северных европейцев. Чага была одним из ключевых грибов в повседневной практике сибирских и дальневосточных шаманов. Припарками и компрессами на основе настоя чаги лечили кожные заболевания, дым сжигаемого гриба вдыхался как ингаляция, толченая чага добавлялась в напитки и пищу для тонизирующего эффекта.
Использование чаги в качестве трута
Чага с древнейших времен использовалась как компонент трута. Современные исследования показали, что лекарственные и «огнесберегающие» свойства чаги использовались от Западной Европы до Японии.
Использование чаги в качестве трута известно для многих культур. В стандартном случае сердцевина чаги дробилась, высушивалась, вымачивалась в моче и снова высушивалась. Такой процесс мог повторяться многократно. Вымачивание в моче существенно повышало воспламеняемость трутового материала. Звучит для современного человека необычно, но не забывайте, что первый порох был получен в результате обработки человеческой мочи и фекалий. Как компонент трута чага часто использовалась в паре с обыкновенным трутовиком.
Чаговые барабаны
Интересное применение чага находила в прошлые века и в Финляндии. Там из особо крупных экземпляров после высушивания и соответствующей обработки изготовляли чаговые барабаны для шаманских ритуалов. На выдолбленную в форме чаши чагу натягивали выделанную шкуру.
Краситель для тканей
Известно также использование берёзового гриба для окрашивания тканей. Для этого его на протяжении нескольких часов кипятили, чтобы приготовить отвар густого, насыщенного цвета, после чего ждали, пока он остынет и заваривали ткани в получившейся жидкости на протяжении одного-полутора дней. После этого одежду выжимали и оставляли сушиться на воздухе.
Мифология
Чага приняла участие в формировании мифа о деде Морозе и Санта Клаусе, персонажей, прообразы которых возникли на стыке взаимодействия человека, мухомора и оленя в палеолитические времена. Известно, что одним из самых распространенных «жидких» вариантов употребления красного и пантерного мухоморов было их заваривание в настое чаги.
Использование в медицинских целях
Использование чагового гриба в лечебных целях известно с давних времён – в народных лечебниках упоминания о нём появляются ещё в XII веке, а документированная информация о его применении в медицине Восточной и Северной Европы восходит к XVI-XVII столетиям. И это далеко не самые старые упоминания – рецепты составов на основе чаги можно найти в работах знаменитого древнеперсидского врача Авиценны. Есть информация и об использовании его в Древнем Риме, куда он поступал из северных регионов.
На Руси берёзовый гриб также используется на протяжении многих столетий. В первых русскоязычных травниках, датированных XVI веком, уже есть упоминания о нём. Использовался он главным образом в виде изготовленного на основе него настоя или отвара, который употреблялся на манер чая. К слову, подобные напитки и по сей день пьют на Дальнем Востоке и на севере европейской части России.
Используются чаговые отвары не только для приёма внутрь, но и для мытья. В этом качестве их издавна применяли крестьяне средней полосы, а у сибирских хантов был собственный специфический рецепт приготовления подобных лечебных отваров – чагу сначала обжигали на огне до достижения красного цвета, после чего замешивали в горячую воду, пока состав не приобретал чёрный цвет.
Все эти данные подтверждаются не только народными преданиями и записями в лечебниках, но и документированными сведениями о торговых потоках – так, в XVIII-XIX веках берёзовый гриб тысячепудовыми грузами продавали в страны Европы через Архангельск в качестве лекарственного средства.